?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Владимир Мотыль и папа. Случай из жизни
me, tanya
t_yumasheva
Хочу рассказать один эпизод про папу и Владимира Яковлевича Мотыля. Папа любил вспоминать эту историю и когда уже ушел на пенсию. История эта касается Государственной премии России в области литературы и искусства и фильма «Белое солнце пустыни».

Во времена СССР было две главных премии – Государственная и Ленинская. Последняя была самой главной и престижной. В современной России осталась только одна премия – Государственная, она была и есть самой главной наградой государства деятелям литературы и искусства. Каждый год президент подписывает специальный указ, в котором перечисляются лауреаты Государственной премии. Но ни к выбору претендентов, ни к окончательному списку президент отношения не имеет. Этим занимается специальная комиссия президента по Государственным премиям.
При папе это происходило так. Работа по выдвижению кандидатов долгая и многоступенчатая продолжалась в течение всего года. Сначала творческие союзы выдвигали своих кандидатов. Например, союз театральных деятелей такие-то наиболее яркие спектакли этого года. Комиссия по Государственным премиям по каждому виду искусства имела свою секцию – театральную, кино, секцию по литературе, по изобразительному искусству и т.д., в которые входили наиболее известные и яркие представители данного вида искусства. Секции сокращали претендентов до минимума, и выносили своих кандидатов на окончательное решение в комиссию президента по Государственным премиям. Эта комиссия, самая главная, имеющая решающее слово, которая принимала окончательное решение, состояла из руководителей творческих союзов, а также наиболее известных деятелей литературы и искусства. На этой комиссии и определялся окончательный список лауреатов. Решение принимались тайным голосованием, и, конечно, страсти там кипели нешуточные. В каждом виде искусства мог быть только один победитель, а кандидатов всегда было больше. И члены комиссии собственными руками, ставя на бумажках «за» или «против», казнили и миловали своих коллег, часто друзей, знакомых, страдали при этом и переживали.

Возвращаюсь к папе. Вернее, даже к маме. В тот вечер она смотрела какую-то передачу о культуре. Тогда еще не было канала «Культура». (Указ о его создании папа подписал в ноябре 1997 года). Но мама всегда выискивала что-то такое спокойное и человеческое. Папа иногда вечером тоже к ней присоединялся, чтобы чуть-чуть развеяться от президентских дел и забот. Он любил спорт. Новости он никогда не смотрел. В тот вечер там шел сюжет о режиссере Владимире Мотыле. О его фильмах, о его судьбе. Ну, и в частности, рассказали, что фильм «Белое солнце пустыни» несколько раз выдвигался на Ленинскую и Государственную премию. Но каждый раз чиновники от культуры не пропускали его, говоря, что он не серьезный и не может быть достоин самой главной премии страны.

Вот тогда папа и решил исправить историческую несправедливость. Он вызвал главу администрации президента, в тот момент Валентина Юмашева, и попросил доложить, какие фильмы в этом году рассматриваются на Госпремию. Глава администрации сказал, что доложит, связался с секретарем комиссии, та отправила справку из секции кино, и через какое-то время эта бумага уже лежала на столе у президента. Папа опять вызвал Юмашева и говорит, у меня предложение, вместо какого-то из этих фильмов, которые, конечно, хорошие, Государственную премию в этом году присудить фильму «Белое солнце пустыни». Потому что этот фильм премию точно заслужил. Он проверен временем и народной любовью. На что глава администрации ответил, это невозможно. Союз кинематографистов выдвигает лишь фильмы, вышедшие в последний год, секция кино рассматривает только фильмы, выдвинутые Союзом кинематографистов, а комиссия по Государственным премиям выбирает только из того, что оставляет секция кино. В эту процедуру никто не вмешивается. Поэтому ничего сделать нельзя. Он достал из приготовленной папки положение о Госпремиях, в которых это все и было прописано.
Хорошо, тогда сказал папа. Но я могу кроме этого, вручить еще одну премию. Лишнюю. Фильму «Белое солнце пустыни». Юмашев помолчал, подумал, сказал, исходя из положения о Госпремиях – не можете. Но папу так легко было не остановить. Он спросил, а кто подписывает это положение о Госпремиях? «Президент» - ответил глава администрации. «Ну, значит, мы можем вручить Государственную премию фильму «Белое солнце пустыни»? - спросил папа. «Можете, Борис Николаевич», - ответил Валентин.

И через несколько месяцев в Кремле состоялось вручение Государственных премий в области литературы и искусства за 1997-й год. Вместе с писателем Григорием Баклановым, режиссером Сергеем Бодровым (старшим) и актером Сергеем Бодровым (младшим), вместе со знаменитым мультипликатором Александром Татарским, Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, музыкантом Олегом Лундстремом, эту премию получили авторы фильма «Белое солнце пустыни». Я с удовольствием перечислю всех лауреатов - Мотыль Владимир Яковлевич, режиссёр-постановщик, Ежов Валентин Иванович, автор сценария, Ибрагимбеков Рустам Александрович, Розовский Эдуард Александрович, оператор-постановщик, Шварц Исаак Иосифович, автор музыки, Кузнецов Анатолий Борисович, исполнитель главной роли, Луспекаев Павел Борисович (посмертно), исполнитель главной роли, Мишулин Спартак Васильевич исполнитель главной роли.

Папа в тот вечер, когда мы сидели за ужином, ни к кому не обращаясь, так, как-то по-особому улыбаясь, сказал: «Все-таки хорошо быть президентом. Можно взять и вручить Государственную премию фильму «Белое солнце пустыни»». Кто бы без меня это смог сделать? Никто».
Эту фразу: «Хорошо быть президентом», он никогда в жизни больше не повторил.

Спасибо. Интересный рассказ.

(Deleted comment)
Ай да Ельцин, ай да... Молодец! Обожаю его!

для меня он был кусочком детства. Дедом. Хорошим.

Вот тут уж действительно, "лучше поздно...".
Молодец, президент.

Классная история! Спасибо!

Спасибо. Интересно. Можно сделать что-то хорошее.
Расшифруйте Исаака Шварца, как автора музыки.

Присоединяюсь. Тоже ушел совсем недавно.
И Лундстрема поправьте, очепятка.

Интересный рассказ!!!!

интересно, спасибо

неужели всем действительно интересно?А как папа даже в приватизацию не вникал,не интересно?Он даже не знал об этом,даже новости никогда не смотрел,долаживали ему то, что он хотел слышать!!!В потолок смотрел Ваш папа весь свой долгий президентский срок!!!

Вы, очевидно, все годы его президентства были Ниндзей (либо Джыдаем), сидевшим на том самом потолке в Засаде. Потому и знаете.

ржалЪ
Нормальный здоровый тоталитаризм принес вполне полезный плод. :))))))
Молодец БН. Фильм хороший. И Мотыль молодец, был, к сожалению :(

Аффтар. Пешы ишшо :))))

В нормальной, несоциалистической действительности, такой фильм
а) не нуждается в госпремиях, ибо окупился бы в прокате и принес хорошие дивиденды своим создателям;
б), следующее из (а): был бы заклеймен на этом основании интеллигентной общественностью, как "жвачка для масс", и, следовательно, не заслуживающий никаких премий, ибо "не высокое искусство".

Таким образом, решение Вашего отца насчет БСП в обоих системах выглядит авторитарным и крайне волюнтаристским, но в тоже время демократичным, ибо отражает волю большинства :-)

Вот такая непростая логика :-)

Извините пожалуйста, а вы знакомы с женой (вдовой) Владимира Яковлевича Мотыля?

Да, с Людмилой Васильевной тоже дружили. Мы часто встречались, у них в гостях были. Потрясающая, любящая пара. Мне кажется, Владимир Яковлевич раньше ушел только из-за того, что не смог жить без любимой.

Те президент нарушил свое же собственное постановление?

Зачем нарушать, когда можно новое постановление написать и подписать его.

Спасибо за рассказы про Вашего папу!