?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Владимир Мотыль и папа. Случай из жизни
me, tanya
t_yumasheva
Хочу рассказать один эпизод про папу и Владимира Яковлевича Мотыля. Папа любил вспоминать эту историю и когда уже ушел на пенсию. История эта касается Государственной премии России в области литературы и искусства и фильма «Белое солнце пустыни».

Во времена СССР было две главных премии – Государственная и Ленинская. Последняя была самой главной и престижной. В современной России осталась только одна премия – Государственная, она была и есть самой главной наградой государства деятелям литературы и искусства. Каждый год президент подписывает специальный указ, в котором перечисляются лауреаты Государственной премии. Но ни к выбору претендентов, ни к окончательному списку президент отношения не имеет. Этим занимается специальная комиссия президента по Государственным премиям.
При папе это происходило так. Работа по выдвижению кандидатов долгая и многоступенчатая продолжалась в течение всего года. Сначала творческие союзы выдвигали своих кандидатов. Например, союз театральных деятелей такие-то наиболее яркие спектакли этого года. Комиссия по Государственным премиям по каждому виду искусства имела свою секцию – театральную, кино, секцию по литературе, по изобразительному искусству и т.д., в которые входили наиболее известные и яркие представители данного вида искусства. Секции сокращали претендентов до минимума, и выносили своих кандидатов на окончательное решение в комиссию президента по Государственным премиям. Эта комиссия, самая главная, имеющая решающее слово, которая принимала окончательное решение, состояла из руководителей творческих союзов, а также наиболее известных деятелей литературы и искусства. На этой комиссии и определялся окончательный список лауреатов. Решение принимались тайным голосованием, и, конечно, страсти там кипели нешуточные. В каждом виде искусства мог быть только один победитель, а кандидатов всегда было больше. И члены комиссии собственными руками, ставя на бумажках «за» или «против», казнили и миловали своих коллег, часто друзей, знакомых, страдали при этом и переживали.

Возвращаюсь к папе. Вернее, даже к маме. В тот вечер она смотрела какую-то передачу о культуре. Тогда еще не было канала «Культура». (Указ о его создании папа подписал в ноябре 1997 года). Но мама всегда выискивала что-то такое спокойное и человеческое. Папа иногда вечером тоже к ней присоединялся, чтобы чуть-чуть развеяться от президентских дел и забот. Он любил спорт. Новости он никогда не смотрел. В тот вечер там шел сюжет о режиссере Владимире Мотыле. О его фильмах, о его судьбе. Ну, и в частности, рассказали, что фильм «Белое солнце пустыни» несколько раз выдвигался на Ленинскую и Государственную премию. Но каждый раз чиновники от культуры не пропускали его, говоря, что он не серьезный и не может быть достоин самой главной премии страны.

Вот тогда папа и решил исправить историческую несправедливость. Он вызвал главу администрации президента, в тот момент Валентина Юмашева, и попросил доложить, какие фильмы в этом году рассматриваются на Госпремию. Глава администрации сказал, что доложит, связался с секретарем комиссии, та отправила справку из секции кино, и через какое-то время эта бумага уже лежала на столе у президента. Папа опять вызвал Юмашева и говорит, у меня предложение, вместо какого-то из этих фильмов, которые, конечно, хорошие, Государственную премию в этом году присудить фильму «Белое солнце пустыни». Потому что этот фильм премию точно заслужил. Он проверен временем и народной любовью. На что глава администрации ответил, это невозможно. Союз кинематографистов выдвигает лишь фильмы, вышедшие в последний год, секция кино рассматривает только фильмы, выдвинутые Союзом кинематографистов, а комиссия по Государственным премиям выбирает только из того, что оставляет секция кино. В эту процедуру никто не вмешивается. Поэтому ничего сделать нельзя. Он достал из приготовленной папки положение о Госпремиях, в которых это все и было прописано.
Хорошо, тогда сказал папа. Но я могу кроме этого, вручить еще одну премию. Лишнюю. Фильму «Белое солнце пустыни». Юмашев помолчал, подумал, сказал, исходя из положения о Госпремиях – не можете. Но папу так легко было не остановить. Он спросил, а кто подписывает это положение о Госпремиях? «Президент» - ответил глава администрации. «Ну, значит, мы можем вручить Государственную премию фильму «Белое солнце пустыни»? - спросил папа. «Можете, Борис Николаевич», - ответил Валентин.

И через несколько месяцев в Кремле состоялось вручение Государственных премий в области литературы и искусства за 1997-й год. Вместе с писателем Григорием Баклановым, режиссером Сергеем Бодровым (старшим) и актером Сергеем Бодровым (младшим), вместе со знаменитым мультипликатором Александром Татарским, Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, музыкантом Олегом Лундстремом, эту премию получили авторы фильма «Белое солнце пустыни». Я с удовольствием перечислю всех лауреатов - Мотыль Владимир Яковлевич, режиссёр-постановщик, Ежов Валентин Иванович, автор сценария, Ибрагимбеков Рустам Александрович, Розовский Эдуард Александрович, оператор-постановщик, Шварц Исаак Иосифович, автор музыки, Кузнецов Анатолий Борисович, исполнитель главной роли, Луспекаев Павел Борисович (посмертно), исполнитель главной роли, Мишулин Спартак Васильевич исполнитель главной роли.

Папа в тот вечер, когда мы сидели за ужином, ни к кому не обращаясь, так, как-то по-особому улыбаясь, сказал: «Все-таки хорошо быть президентом. Можно взять и вручить Государственную премию фильму «Белое солнце пустыни»». Кто бы без меня это смог сделать? Никто».
Эту фразу: «Хорошо быть президентом», он никогда в жизни больше не повторил.


  • 1
Не знаю почему, но Ваш рассказ каким-то образом напомнил следующий исторический анекдот:
К Царю Николаю I пришел с докладом министр внутренних дел граф Строганов Александр Григорьевич.
Произошла пренеприятная история . 15 лет назад сын предводителя дворянства Орловской губернии князь Турецкой Иван Сергеевич влюбился в Жюли Молин - француженку древнего, но обедневшего рода, и обманул ее подлейшим образом. Отчаявшись склонить ее к сожительству, он убедил ее перейти в Православие и обвенчаться. При этом, зная что его отец ,генерал-аншеф Турецкой, никогда не даст согласие на этот брак, он, пользуясь ее неопытностью, с помощью подкупленного дьячка и своих друзей-шалопаев выдал за обряд венчания обыкновенный молебен. Обманутая женщина, пребывая в уверенности в том, что она его законная жена, прожила с ним счастливо 12 лет и родила ему 2 сыновей и дочь. Турецкой, действительно ее любя, не осмелился признаться в совершенной подлости, пока не скончался от несчастного случая во время верховой езды. При попытке несчастной вступить в права наследства, правда раскрылась, и жестокосердные родственники выгнали ее вместе с детьми из собственного дома
Доложив Государю эти обстоятельства, граф Строганов снабдил просьбу Жюли Молин о заступничестве собственным заключение, согласно которому, несмотря на очевидную несправедливость произошедшего и свидетельства раскаявшихся соучастников, сделать для нее ничего нельзя, так как по закону ни она ин ее дети никаких прав на наследство не имеют. Николай I выслушав его, заявил: «Плохо же Вы понимаете принципы Самодержавия», и наложил следующую резолюцию: «Вчинить молебен в венчание»

Правильно. Это принцип Самодержавия. Тем самым Ельцин возвел себя ранг самодержца. Это при том, что я любил и люблю Ельцина, куда больше, чем Медведева и Путина. За некоторый артистизм власти!

Ну упрекать Владимира Владимировича в отсутствии артистизма было бы верхом несправедливости. Дмитрий Анатольевич пока не понимает значение артистическо-символичеких действий, но он тоже учится. Последнее время я вижу некоторое улучшение в этой области. Надо срочно вводить в вузах курс истории символического мышления и истории искусств. Нельзя всю политику строить только на таких самородках как Борис Николаевич! Хотя без природного таланта конечно трудно. Такая вот загогулина получается, понимашш!

Между прочим, Государь был совершенно прав.

У него не было власти придать богослужению сакральную силу Таинства; однако он объявил правовые последствия молебна таковыми же, какие породило бы венчание - в полном соответствии со своими полномочиями светского, мирского законодателя.

Edited at 2010-02-27 10:35 am (UTC)

Государь был прав - Строганов не понимал принципы самодержавия и для чего они нужны, вернее необходимы. А Николай и Борис Николаевич понимали.

Проблема в том, что президент светского государства, в отличие от самодержавного императора, НЕ является источником законов. Но в данном случае этого и не требовалось: награждение Госпремией - акт подзаконный, и вполне в президентской компетенции. Однако в наше время связанность носителя власти различными процедурами часто понимают как отсутствие у него вообще какой бы то ни было реальной власти! "Твоя-де служба - только подписывать, что на стол положат, да правильные слова говорить." Ну, с Ельциным этот номер не проходил!.. :)

На самом деле в Православной стране - каждый чиновник - самодержец. Де факто. Проблема в том, что демократия (вы знаете как ее называют в метро), примененная идиотски, то есть без учета национальных особенностей, преврашает самодержавие в произвол. А Самодержавие НЕОБХОДИМО в любой системе, так как закон превращаясь из средства в цель становиться своей противоположенность. К сожалению никто из нынешних демократов не читал Джеферсона в первоисточнике. Например США замышлялиь им как некий синтез трех систем власти, понимаемых в Аристотелевском смысле Нижняя палата как власть всех (демос), сенат как власть немногих (олигархия), и президент - власть одного (самодержавие). Самодержавие о котором говорил Николай II вообще отдельный разговор.

Хм, слышаша похожую историю о том, как девушку обманули, разыграв по форе настоящий обряд венчания, но жених уже был женат, следовательно второй брак был недействителен. Когда вскрылось всё, в том числе, что женшина ни при чём, считала, что встуает в законный брак, Николай I издал указ: такую-то "считать девицею".

Вы же понимаете, что мой рассказ и Ваш являются антагонистами, причем Ваш отличается гм... цинизмом и портретирует Николая I редкостной сволочью

Нет, поскольку:
а) общий момент в сюжетах есть;
б) "сволочь", как и все ругательства, отражает лишь отношение к объекту их произносящего, это личные эмоции, их нельзя другому так "портретировать".

  • 1